Умный поиск

Анна Реппо: современный архитектор — универсальный солдат

В чем состоит работа современного архитектора-проектировщика? Какими знаниями должен обладать этот специалист? Чем отличается работа фрилансера от работы штатного сотрудника мастерской? На эти и другие темы мы пообщались с тьютором курсов Dystlab Education, практикующим архитектором Анной Реппо.

Анна Реппо | Dystlab Library

Анна, что, по Вашему мнению, самое важное для работы практикующего архитектора?

Профессия архитектора основана на размышлениях, анализе, творчестве одновременно.

Во-первых, необходимо знать нормы проектирования, и уметь ими пользоваться. Сейчас есть такая неприятная тенденция (в частности, в России), что нормы часто меняются и противоречат друг другу. Архитектору надо уметь "лавировать" между ними и знать, где что искать. Это основное, на что я рекомендовала бы обращать внимание начинающим проектировщикам.

Во-вторых, сегодня очень важно владеть специализированными компьютерными программами. И чем больше пакетов программ знает проектировщик, тем легче ему будет работать. От расчетных до графических, объем не ограничен. Никогда не знаешь, что может пригодиться... Мне в моей работе, например, приходится сталкиваться с абсолютно разными задачами в работе, от геодезии до трехмерной визуализации.

Ограничивается ли работа архитектора только архитектурным разделом, или есть необходимость "погружаться" в другие разделы проекта?

Мне кажется, что современный архитектор должен быть практически универсалом. Он должен иметь представление и, хотя бы в общих чертах, разбираться в каждом разделе проекта — ОВ [отопление, вентиляция – прим. ред.], ВК [водоснабжение, канализация – прим. ред.], ЭО [электрооборудование – прим. ред.]. Я бы даже сказала, что архитектор должен быть конструктором. Мы, архитекторы, делаем всё — и лестницы КМ [конструкции металлические – прим. ред.],  и усиление проемов, и многое другое из области конструирования.


"чем больше пакетов программ знает проектировщик, тем легче ему будет работать"


А как архитектор ваимодействует со смежниками?

Честно говоря, архитектору нередко приходится их контролировать [смеется]. Причем всех — от витражников до инженеров общих сетей. Делая свою работу, они часто не задумаются о смежных разделах и не особо вникают в нюансы проекта. Ну, или просто пишут волшебную фразу "не входит в подряд организации".

Анна Реппо | Dystlab Library

В мастерской "ТАМРЕППО"

Чем, в основном, занят архитектор в течение рабочего дня? Творит прекрасное?

Работа архитекторов в мастерских, по большей части, заключается не в том, чтобы рисовать красивые картинки — такой работы не более 5% от общего объема. В основном, это кропотливая, последовательная проверка смежных разделов (и проекта в целом) на соответствие нормам, расчеты (не конструктивные, конечно) — объемно-планировочные, инсоляционные и т. п.

В работе мастерской среднего размера есть такой нюанс (по крайней мере, я с таким сталкиваюсь неоднократно). Если человеку доверили раздел, скажем, по проектированию лифта, расчету КЕО/инсоляции, разработке цоколя или что-нибудь еще — с большой долей вероятности, в следующем проекте он будет делать то же самое. Потому что если человек уже разобрался в теме, зачем отдавать эту работу другому? Поэтому подобные навыки важны, не только чтобы качественно выполнять свои производственные задачи — они помогают начинающему архитектору заработать столь важные и необходимые в начале карьеры уважение и признание, зарекомендовать себя как перспективного специалиста.

Анна Реппо | Dystlab Library

Анна, Вы обещали объяснить разницу между фрилансером и работником мастерской.

Обычно, в мастерских проектируют более крупные объекты по сравнению с теми, которые берут фрилансеры-одиночки. От этого формируются и обязанности сотрудника. Как исполнитель, работник мастерской не общается с заказчиком напрямую — с ним контактирует руководство. Там решаются другие вопросы — договорные, денежные. Задача архитектора — грамотно выполнить проект. У заказчика тоже есть свои представители, через которых решаются технические вопросы, передается документация. Можно сказать, что в мастерской проектировщик находится под "защитой" начальства.

Архитектор-фрилансер сам себе хозяин. Если он хочет конкурировать и нормально зарабатывать, то помимо высокой квалификации должен обладать качествами делового человека, чтобы договариваться с заказчиками, обсуждать финансовые вопросы и прочее. Он также должен учитывать вкусовые предпочтения заказчика — какой дом, какой цвет кирпича или обоев выбрать. Плюс к этому, у фрилансера нет никаких гарантий на рынке, ему особо не на кого положиться. Но, наверное, это своеобразная плата за свободный график. Плата за то, что не нужно находиться в офисе, можно работать и путешествовать.

Каждый выбирает себе место для работы в зависимости от личных предпочтений, интересов, психологической устойчивости. В любом случае, главное — опыт, квалификация, экспертиза человека. По моему личному мнению, успех работы архитектора зависит от знаний. Современный архитектор — это универсальный солдат.


"в жизни затягивает рутина, не остается места творчеству. Но остаются навыки"


В лаборатории Дистлаб Вы ведете обучающие курсы "Расчет инсоляции и КЕО", "Разработка проектов общественных и жилых зданий. Эскиз генплана". Прокомментируете ситуацию с нынешним архитектурным образованием?

Образование — это, прежде всего, воспитание человека. У меня почему-то всегда была такая ассоциация: архитектор — интеллектуал, философ. Человек, который хочет внести что-то прекрасное в этот мир, должен быть уверен в своих силах. Каких-то особых профессиональных качеств, конечно, высшее образование не дает — это даст только опыт. А вот воспитать чувство прекрасного и получить навыки проектирования там можно. Ведь только в институте можно фантазировать, не думая про нормы и ограничения.

С теплом вспоминаю занятия по проектированию, рисунку, истории искусств... Можно изучать курсы конструкций, сопротивления материалов, строительной физики. Архитектор создает пространство — как этому научить? Только кропотливой работой рук и мысли.

На что обратить вниманию студенту-архитектору? Больше творить, пока есть возможность. И больше читать, пока есть время. Больше смотреть примеров всемирной архитектуры. Потом в жизни затягивает рутина, не остается места творчеству. Но остаются навыки, как это сделать лучше. Остается то, что вы впитали за время обучения.

Комментарии   

+3 # Виталий 03.01.2017 16:35
Очень познавательный материал, Анна. О таком надо говорить, а то посмотришь на некоторых "дизайнеров" — сплошь пафос и амбиции, куда там простым людям)) А что приходится иметь дело с конструированием — так это только расширяет возможности)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

contact | Был ли этот материал полезным?

Под статьей | Случайные интервью