Умный поиск

Clipart 1920x320 | Цикл статей "Как рождается архитектура"

Цикл статей "Как рождается архитектура" | Dystlab Library

Контекст и среда будущего сооружения

Это первая статья цикла Как рождается архитектура.

Что влияет на облик здания?

Первое, что изучает архитектор — окружающая среда будущего сооружения. Архитектура не может существовать вне среды. Если нас окружает голая выжженная степь, то, с точки зрения архитектуры, мы всё равно работаем с некой средой. Даже космос — тоже среда.

На облик здания неизбежно влияет климат: здание на юге будет отличаться от здания, спроектированного и построенного на севере. Даже грунтовое основание (то, на чем стоит дом), имеет важное значение — здания в сейсмических районах должны иметь усиленные несущие конструкции. Если строителям встретилась вечная мерзлота или болотистые почвы, то дома должны стоять на сваях и возвышаться над землей. В средней полосе, как правило, возводят простые дома на ленточных или свайных фундаментах; на юге больше открытых террас и продуваемых помещений, а на севере архитектура более замкнута, рассчитана на энергосбережение и сохранение тепла.

При этом, в выборе основного строительного материала дома климат иногда играет решающую роль. Так, на севере больше дерева, а на юге — камня. Там, где мало и того и другого, в ход идут глина, сырец, кизяк...

Контекст и среда сооружения | Dystlab Library

Национальный парк Чинкве-Терре (Италия). © Pixabay

Поделюсь своим наблюдением

Обращаете ли Вы внимание на то, как старые постройки гармонируют с природой, ее масштабностью? Я говорю про то время, когда ещё не было такого технического прогресса, как сегодня. Люди строили здания и сооружения сообразно окружающей природе и масштабу человека. Есть такой интересный психологический момент: когда художник рисует портрет (или просто голову человека), то нередко он подсознательно вкладывает в изображение черты своего лица. Я обратила на это внимание, когда ещё только ходила на курсы рисунка при подготовке к поступлению в ВУЗ. Позже, часто встречала этому подтверждение. Мне кажется, что примерно также обстоят дела и с архитектурой — человек является неотъемлемой частью природы, поэтому при строительстве зданий он невольно повторяет пропорции и масштабы окружения.

Конечно же, он использует материалы, добытые из окружающей среды. На эту тему есть любопытное исследование архитектора и преподавателя ЛИСИ Ю. С. Ушакова. В 80-е годы прошлого века он плотно изучал русский север и оказалось, что дома в некоторых русских деревнях на севере расставлены в таком порядке, что если переложить их на нотный ряд, выходят напевные северные мелодии! Совпадение? Если нет, то вполне очевидно, что ранее все строилось и пребывало в полной гармонии с природой и окружающим миром.

Контекст и среда сооружения | Dystlab Library

Деревня на севере (Карелия, Россия). © Pixabay

Теперь я всегда обращаю внимание на затейливые узоры и переплетения веток, сочетания цветов природы с архитектурными объектами в разных странах мира.

Среда будущего сооружения

“Среда обитания” будущего сооружения — то место, где будет стоять дом. Это может быть деревня, город, огромный мегаполис или часть ландшафта, нетронутая человеком (лес, степь, горы). Очевидно, что для каждой среды обитания будущего здания предназначены свои особенности проектирования.

Окружение дома немного перекликается со следующим вопросом: какие дома, какого размера и в каких пропорциях построены (имеется в виду масштабность относительно города). То, что уже сейчас непосредственно окружает наш дом. На каком расстоянии, в какой зоне влияния будет располагаться наш дом? Чтобы его пропорции не влияли на окружение пагубно, и наоборот. Иногда пропорции дома могут сделать карликовыми значимые сооружения, расположенные рядом. То, за что, собственно, бьются наши градозащитники (за небесную линию в Санкт-Петербурге, например).

Если такая застройка есть, то важно выяснить стиль близлежащих построек, их пропорции, членения. При грамотно построенной композиции и классика может граничить с хайтеком — всё дело в пропорциях и масштабности. Если Вы хотите гармонии, то должно быть “взаимоуважение” соседних зданий к нашему новому дому. Но и новое здание должно “уважать” те объекты, которые будет его окружать. Не спорю: есть много вариантов, когда архитектура играет на контрасте и подчеркивает ту же классику, как бы провоцируя спор. Но, думаю, такие удачные примеры сделаны великими мастерами своего дела. Поэтому архитектору надо приложить немало усилий и таланта, чтобы такой спор выиграть. В противном случае, лучше не бросать такой вызов.

Контекст и среда сооружения | Dystlab Library

Здание парламента в архитектурной гармонии с природой (Будапешт, Венгрия). Архив автора

После внимательного анализа места застройки наступает следующий этап — выбор материалов и конструкций для возведения нового здания. Этот процесс должен учитывать гармоничную композицию здания:

  • удобство и пользу (функциональная задача)
  • прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача)
  • красоту форм (эстетическая задача)

От контекста — к композиции

Как видим, контекст окружения в архитектуре играет значительную роль. В следующей статье цикла Как рождается архитектура мы остановимся на художественных средствах композиций и рассмотрим инструменты, с помощью которых можно создать единство, придать зданию объем, выделить и подчеркнуть создаваемый нами архитектурный объект.

Комментарии   

+2 # Виталий 20.03.2017 21:51
"Прочность, польза, красота" — вспомнилось из вузовского курса архитектуры)) Спасибо, Анна, что доступным языком объясняете такие вещи)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Под статьей | Случайные статьи по инженерии