Умный поиск

Clipart 1920x320 | Цикл статей "Как рождается архитектура"

Цикл статей "Как рождается архитектура" | Dystlab Library

Цикл статей "Как рождается архитектура"

Откуда вообще возникла идея написать цикл статей про архитектуру? О том, как она рождается?

Однажды ко мне обратились с необычной просьбой: “Научите, пожалуйста, рисовать фасады! Ведь есть же какие-то общие правила построения красоты — может быть, для успешной работы мне их будет достаточно?”

И я задумалась: а может, действительно, взять несколько правил, переложить их на “рождающийся” объект, и всё получится? И не нужно ни художественного образования, ни архитектурного — достаточно, скажем, инженерного (строительного). Проблема ещё и в том, что по специфике работы я как архитектор вынуждена решать больше инженерно-строительные вопросы, нежели архитектурно-эстетические. Да и любая творческая задача в наше время не превышает, наверное, 5% от общей работы в архитектурной мастерской.

Поэтому мне пришлось вернуться к истокам, лет так на 15 назад, к начальным курсам — урокам и лекциям по композиции, графике… Вспомнить теоретиков, которых мы штудировали, а потом писали рефереты про ордера, композицию, художественную выразительность в архитектуре и пр. Вспомнить практические занятия по объемной композиции и рисунку.

Цикл статей “Как рождается архитектура” | Dystlab Library

Первая фраза, на которую я наткнулась в Интернете по этому поводу: “нет возможности научить строить изящно, т. е. показать точные правила… Для этого необходимы врожденный творческий талант и развитый вкус…” Сказал это архитектор, теоретик архитектуры А. Красовский. А исследователь архитектуры Б. Михайлов утверждал, что вообще нет никаких общих норм создания гармоничной архитектурной композиции.

В сети представлено большое количество работ по теории архитектуры, композиции, пропорциями. При этом, про архитектуру говорят с большим нагромождением различных терминов, которые можно понять только со второго или третьего раза. Даже понимание этих фраз приходит не сразу, только после последовательного проговаривания предложений. Поэтому пришла такая мысль — упростить сложное, говорить простыми предложениями, для обывателя. Поведать о том, как создается архитектурная красота, на каких принципах она основана, из чего исходит проектировщик, который приступает к работе, и что лежит в основе этой эстетики. То, о чем нам — будущим архитекторам — говорили на самых первых курсах (хотя, кажется, мы уже многое успешно забыли).

Стоит отметить, что начальное архитектурное образование настолько сильно откладывается на подкорке сознания, что когда работаешь — применяешь эти знания автоматически, не задумываясь. Все эти условия, понятия, пропорции сидят внутри тебя и не требуют постоянного обращения к книгам по теории композиции. Да и нет той универсальной книги, где всё было бы четко прописано — окно рисуем так, а дверь — так, на таком-то расстоянии… Универсальности нет. Каждый объект — индивидуален. И должно быть врожденное чувство, вкус, такт. Может, недаром нас шесть лет учили и воспитывали в ВУЗе именно этому. Кроха за крохой, день за днем мы делали практические и теоретические задания, чтобы нащупать понятие красоты.

Есть великие архитекторы, имеющие по два образования: инженерное и архитектурное. Но ведь есть же великие архитекторы, не имеющие архитектурного образования вовсе!

Цикл статей “Как рождается архитектура” | Dystlab Library

Возникла ещё одна мысль: архитектор — не просто художник, который может спрятать неудачную картину под стол. Архитектор творит пространство и несет ответственность за формирование среды. Часто художник, изображая человека, придает рисунку свои черты — думаю, так же происходит и с архитектурой. Нужно быть смелым и ответственным, чтобы сказать публике: “это красиво и достойно быть построенным здесь, на многие годы”. А для этого должна быть интеллектуальная наполненность творца. Мне кажется, что беря на себя ответственность творить, архитектор должен много смотреть, анализировать, читать. В том числе, художественную литературу. И чем больше внутренне наполнен зодчий, тем больше у него шансов создать красивую архитектуру. Чем глубже и сложнее размышления приходят в голову творца, тем больше он может рассказать и показать миру. Я не претендую на абсолютную истину, это личное моё мнение.

Итак, в данном цикле статей я попробую найти ответ на вопрос: есть ли правила, по которым можно нарисовать красивый фасад, или мы только приближаемся к таким понятиям, слегка “приоткрываем дверь”? Можно ли научить творить архитектуру без специального образования?

Статьи цикла

  1. Контекст и среда будущего сооружения

Комментарии   

0 # Ирина 24.10.2017 11:30
Поговорим об архитектуре? Присоединяйтесь! community.dystlab.com/.../21-architecture (профильная группа в DS Community)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Мария Никицкая 19.07.2017 17:34
Тест по архитектурному проектированию от Дистлаб:
job.dystlab.com/index.php/test-3
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Андрей 20.04.2017 18:00
Отличная статья, отличный проект, только немного неудачно слова подобраны в предложении "говорить простыми предложениями, для обывателя". Для обывателя.... Как-то что-то не то.
Вариант: "для непрофессионала"? Даже так лучше. Архитектор тоже может быть обывателем.
Слова любят точность :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Артем 02.04.2017 07:59
Анна, а как с Вами можно связаться? На предмет консультации по архитектурным вопросам
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Виталий 10.05.2017 07:45
Артем, воспользуйтесь онлайн-чатом, e-mail или Skype на нашем сайте edu.dystlab.com
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Мария 28.03.2017 16:32
Очень интересно пишете, Анна! С интересом буду следить за этим циклом)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

contact | Был ли этот материал полезным?

Под статьей | Случайные статьи по инженерии