Умный поиск

Clipart 1920x320 | Цикл статей "Как рождается архитектура"

Цикл статей "Как рождается архитектура" | Dystlab Library

Композиция и художественные средства архитектуры

Это вторая статья цикла Как рождается архитектура.

Сегодня предлагаю поговорить о двух важнейших понятиях в архитектуре: композиции и художественных средствах.

Композиция

Архитектурная композиция — творческий процесс, который проявляется на протяжении всего проектирования. Это касается и окружения (контекста или среды) и облика здания в целом. Важно понимать, что проектирование любого здания — это, прежде всего, создание композиционного решения, то есть сочетания всех требований и элементов здания в гармонически связанное и завершенное, единое целое.

В процессе проектирования здания различают несколько стадий композиции:

  • архитектурно-функциональную, т. е. такое сочетание объемно-планировочных элементов здания, которое в наилучшей степени удовлетворяло бы утилитарному назначению здания;
  • архитектурно-художественную, которая имеет целью придать нужную архитектурную выразительность внешнему виду здания и его внутренним помещениям;
  • архитектурно-конструктивную, целью которой является подбор строительных материалов и конструкций, конструктивных схем, несущих и ограждающих конструктивных элементов. Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Виды композиций

С композицией внутреннего пространства здания должна быть неразрывно связана его объемная композиция (или композиция внешней формы здания). Невозможно спроектировать фасад, не думая про функцию здания, и наоборот.

Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, но чаще всего она близка к форме простых геометрических тел (параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр и т. п.).

По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы (например, композиции из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс).

Здания массового строительства обычно представляют собой простые композиции, для их индустриальности и экономичности.

Необходимо учитывать, что при различном расположении составляющих (соподчиненных) объемов получаются различные композиции. Рекомендуется ограничиваться тремя-четырьмя крупными объемами, т. к. слишком большое количество мелких объемов затрудняет восприятие композиции и лишает ее выразительности.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Объемные композиции зданий можно разделить на:

  • фронтальные
  • глубинные
  • центрические
  • вертикальные

Фронтальные композиции — развитие объема в одном направлении. Пример: типовой многоэтажный секционный жилой дом:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Глубинная композиция проявляется, когда объемы развиты в глубине:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Примером центрической композиции является наличие большого помещения в центре. Примеры: цирк, крытый круглый рынок и т. п.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Вертикальная композиция характеризуется значительным преобладанием высоты над двумя остальными измерениями:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

В архитектурной композиции существуют различные художественные приемы и средства для обеспечения единства гармонии как отдельного здания, так и всего комплекса (например, архитектурного ансамбля).

Художественные средства и приемы архитектора

Художественные средства — это то, из чего создается архитектура. Можно сказать, это кирпичики архитектурной композиции для создания функционального, тектонического и эстетически целостного здания (или комплекса зданий). А что такое “функциональное”, “тектоническое”, “эстетически целостное” здание, мы узнаем далее.

Тектоника

С древнегреческого текто́ника означает “возводить”, “строить”, то есть создавать конструктивное целое, воплощать идею конструкции в жизнь. Это важнейшее композиционное средство и художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания.

Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысления, в процессе которого здание приобретает выразительность.

Можно сказать, что тектоника — это когда эстетическая сторона конструкции отмечена зрителем уже после возведения сооружения. Классический пример тектонической архитектуры — Эйфелева башня, а также множество различных “ажурных” мостовых конструкций по всему миру:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Одним из первых примеров тектонического зодчества в истории человечества можно считать конструкции, которые состояли из вертикально поставленных стоек (столбов, колонн) и опирающихся на них балок.

Стоечно-балочная конструктивная система — одна из самых древних. При строительстве таких зданий использовались дерево, кирпич, камень, придающие устойчивость конструкции. Позже стали применять металл, а уже с конца XIX века — железобетонные стоечно-балочные конструкции.

На основе стоечно-балочной системы возникла античная греческая архитектура, которая получила свое законченное художественное выражение. Здесь выработалась система архитектурных форм, которая получила название ордера (от латинского слова «ordo» — порядок).

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Архитектурный масштаб

В общепринятом смысле, под масштабом подразумевается отношение длины изображаемого отрезка на чертеже к длине этой линии в натуре.

Масштаб может быть выражен числом (числовой масштаб 1:50, 1:100 и т. п.) или изображен графически (линейный масштаб). Благодаря масштабу, мы получаем возможность чтения чертежей и любых других уменьшенных изображений реальных объектов.

В архитектуре масштаб занимает особое место, и обычно с этим понятием связывается расчлененность композиции, ее детализация, крупность форм по отношению ко всему зданию. Это категория скорее не размерная, а композиционная, и от ее правильного применения зависит художественное качество произведения. Архитектурный масштаб выражается соотношениями между частями объекта, и независимо от фактических размеров объекта может делать его большим или малым, значительным или измельченным, монументальным или рядовым.

Крупные монументальные здания не дробятся на мелкие членения, но в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема.

С понятием “архитектурный масштаб” не следует смешивать термин “масштабность”.

Архитектурная масштабность

Архитектурная масштабность — это соотношение между размерами сооружения и размерами человека, а также между всем сооружением и его частями и деталями. Масштаб не только и не столько выявляет для зрителя действительный размер здания или комплекса, сколько придаёт ему характер, нужный для данного конкретного художественного образа.

Основополагающие принципы масштабности:

  1. Человек есть мера всех вещей.
  2. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства.
  3. Масштаб определяется соотношением частей и целого.
  4. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающей средой.

Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает назначение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Масштабная выразительность зависит от знания законов зрительного восприятия. Пример: светлая поверхность всегда кажется больше, нежели темная.

Большое значение для установления масштабности имеют элементы, связанные с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.

Характерными случаями нарушения масштабности являются:

  1. Композиционный прием, свойственный большому зданию и примененный к малому сооружению (и наоборот).
  2. Несоответствие размеров отдельных частей или деталей сооружения общему масштабному строю.
  3. Несоответствие масштаба здания окружающей среде.

О равновесии формы

Композиционное (механическое) равновесие — это состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Равновесие же формы — такое состояние, при котором сбалансированы между собой все элементы формы. Оно зависит от распределения композиции относительно центра и связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением осей и т. д. Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных формах.

Симметрию нередко трактуют как синоним равновесия, но она совсем не гарантирует композиционной уравновешенности. В результате диспропорции частей и общего целого, их явной несомасштабности даже симметричная форма становится зрительно неуравновешенной. Композиционное равновесие симметричной формы достигается более уверенно, нежели формы асимметричной, благодаря оси симметрии, которая создает то самое композиционное равновесие.

Художественный контраст, тождество, нюанс

Художественный контраст — резкое различие свойств у форм. Это противопоставление и ярко выраженная динамичность формы, которая подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.

В контрастных отношениях могут находиться размеры и формы элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивности цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильной тенью, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными и т. п.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Тождество — это равенство, совпадение одного или нескольких свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Нюанс — это едва заметный переход от одного художественного мотива к другому:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Тождество, нюанс и контраст не могут выбираться произвольно. Их выбор зависит от назначения или функции сооружения, а также возможных вариантов его исполнения. Тождество, нюанс и контраст служат содержанию всей композиции и от них зависит архитектурная выразительность здания.

Ритм

Ритм — специфическое художественное средство. Слово ритм буквально означает “такт”, “мерность”. Применительно к архитектуре, это закономерное повторение, чередование элементов здания в общей композиции архитектурного объекта. Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. д.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Когда ритмический порядок прост, нарастает ощущение монотонности. Чтобы преодолеть эту монотонность, правильность ритма нарушают. Метрический и ритмический порядки строятся как ряд. Метрический ряд может быть простым (с равным интервалом) или более сложным, когда ритм возрастает и убывает.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Промежутки, через которые элементы зданий повторяются называются интервалами, а повторяющиеся элементы — акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как пространственный промежуток, так и архитектурная форма.

Кстати, ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали.

Симметрия

Симметрия — одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр. Простейший вид симметрии — зеркальная. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому её называют осью симметрии.

Построению симметричной объемно-пространственной формы в архитектуре способствует также применение ряда конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола и т. п.) Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствуя подчеркнутому акцентированию главного сооружения ансамбля:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Не всегда возможно использовать симметрию. Если функциональное решение здания невозможно реализовать с симметричным фасадом, то в силу вступают законы асимметрии.

Виды симметрии

Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человеческое лицо, кстати, также дисимметрично:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти “отклонения” требуют мастерства и чувства меры:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной. Она дает возможность неповторимого сочетания элементов и всегда индивидуальна, что повсеместно можно встретить в природе:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Классическим примером симметричной композиции является Парфенон — храм богини Афины на Афинском акрополе:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

А вот расположенный там же храм Эрехтейон — яркий пример асимметричной композиции:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

В современной архитектуре асимметричные композиции чаще всего применяются в проектах зданий, сочетающих разнородные функциональные элементы. Как правило, это небольшие рабочие помещения с крупными залами:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Статичность и динамизм

Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило формирование различных композиций: статичной и динамичной.

Статичность — подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости устойчивости формы. Это относится к объектам, где есть явный центр и ось симметрии. Динамизм же создает композиции направленность. В одних случаях это направление движения, в других — для того, чтобы привлечь внимание к главному:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Фактура и цвет — куда же без них?

Ну и, конечно же, важное художественное значение имеют фактура и цвет.

Цвет может выделить или нейтрализовать отдельные элементы, объединить их в единое целое или, наоборот, расчленить. Цветом можно создать дополнительные ритмы, внести декоративный акцент, что облегчает ориентацию человека в пространстве.

В зависимости от использования того или иного цвета, одна и та же форма может восприниматься по-разному. Светлые тона подчеркивают малую весомость, а темные тона “утяжеляют” сооружение:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Цвета могут вызывать как положительные эмоции, так и отрицательные. Ориентированные на север помещения окрашивают в теплые тона: абрикосовый, кремовый, золотистый и т. д. Это, отчасти, компенсирует недостаток солнечных лучей в помещении и делает его микроклимат более теплым:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Холодные тона — голубой, зеленый, серый — бывают целесообразны при необходимости создания успокаивающего микроклимата, они уменьшают возбуждение. В производственных помещениях применяют красно-черную, желто-черную и оранжево-черную окраску. Зоны безопасности, как правило, выделяются зеленым цветом.

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Цветом можно достичь различного психологического эффекта. Так, введение красного цвета в интерьер создает впечатление торжественности:

Композиция и художественные средства архитектуры | Dystlab Library

Выводы

Мы провели краткий обзор художественных средств и выяснили, чем можно достичь выразительности в композиции или наоборот, сделать проектируемый объект “затерянным” в застройке. Мы уже коснулись понятий “масштаб”, “масштабность”, “симметрия”, поэтому в следующей статье рассмотрим одно из самых важных понятий в архитектуре — пропорцию.

Фотографии: из личного архива автора и сайта Pixabay.com

Комментарии   

+1 # Мария Никицкая 19.07.2017 17:31
Какие бывают стили архитектуры? Как определяются площади помещений? Какая должна быть высота этажа? Протестируйте свои знания в области архитектурного проектирования!

job.dystlab.com/index.php/test-3
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Алина 16.07.2017 16:03
как раз искала доступное объяснение всех этих понятий! спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Artem 13.07.2017 19:25
Отличный экскурс по основным понятиям)) Спасибо, Анна! Отдельное спасибо что фоток много, это мегаважно)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

contact | Был ли этот материал полезным?

Под статьей | Случайные статьи по инженерии